00:10 

"Хребты Безумия" и прочие пришельцы Извне

Lollia Paulina
"The future seems so... clear."
Сегодня в эльдарском дипломатическом представительстве подавали лавкрафтовских монстров. Прочитала на каникулах рассказ Г.Ф. Лавкрафта "Хребты Безумия" и не только (полное собрание сочинений в переводе пока не осилила, но работаю над этим). Теперь понятны хиханьки по поводу открытия пресноводного озера в Антарктиде на большой глубине и портреты шогготов! ))) Ох, оказывается вот оно как, шогготы - порождение Древних, их рабочая скотина, вышедшая из-под контроля. Так вот что погубило цивилизацию Древних (или Старцев, как в книге) на Земле - слишком умные рабочие тварюшки. Шогготы "набрались" у хозяев ума-разума да и съели к Ктулху всех Древних, которые к тому времени сами пришли в упадок. Вот теперь так и живут они бесконтрольные, в тёмных водах, и поджидают неосторожных исследователей напокушать! После изучения текста захотелось визуализировать описываемые картины и раскрасить повествование артами по теме.

При прочтении пыталась представить себе облик Старцев. Виделось что-то вроде гибрида медузы и морской звезды на треугольной ножке, а вот крылышки в эту конструкцию не вписывались совсем, пока не нашла этот арт. Да, действительно, примерно такие, и крылышки на бочонке вполне к месту сидят. Вот только не поверю, что на этих крылышках они могли быстро летать и в атмосфере, и вреди звёзд. Даже если тело генериро что-то вроде антигравитационного поля, разогнаться на таких веерах слишком трудно. ))) И ещё трудно поверить, что эти несуразные существа были столь могущественны, что запросто побеждали вселенское Зло и запечатывали их врата своими знаками намертво! А сами погибли от кусков слизи....

Рассказы Лавкрафта, с моей точки зрения, наивны, чисты и незамутнённы, словно пропущены через детское восприятие, ещё не испорченное современной кино и игроиндустрией. Возможно, его современников и самого Лавкрафта приводила в ужас непостижимость размеров Вселенной, одна только возможность существования иной жизни, отличной от земной, и другой "физики" далёких миров. А также ужасала мысль о том, что человечество - не пуп Вселенной (мне вообще мысль о человеке - как о хозяине Вселенной смешна, даже в масштабах нашей галактики, человечество пока что не более чем бактерии на песчинке), и также преходяще, как и геологические эпохи, т.е. даже особо-то геологическую эпоху человечество не существует. У нас-то есть ЗВ и Стар Трек, ))) и масштабы Вселенной хотя и потрясают, но и не ужасают. Ну да, ну да, могут существовать иные формы жизни, они могут быть агрессивны и враждебны, и выглядеть с нашей точки зрения несуразно и ужасно, однако они вполне могут быть познаваемы. Отличия иных миров ещё не повод терять санити и зарабатывать кошмары, скорее - повод для дальнейшего познания. Человек, впервые увидевший слона или крокодила, не обязательно должен рехнуться, хотя с первого взгляда эти твари могут его напугать и привести в ступор! Однако пришельцы и монстры Лавкрафта не столь ужасны своей агрессией и непохожестью, сколь мистичны. Они скорее похожи не на порождения другой природы, сколько выходцы из кошмаров (это их роднит с тварюшками из варпа Вархаммера, но там всё ясно - создания психиццкой энергии, воплощающие пороки и страхи разума, в основном - человеческого, но даже они поддаются изучению). Однако ореол мистицизма, скорее всего, придаёт им восприятие человека, обычно рассказчика, от лица которого идёт повествование. С такой позиции понятно, что столкнувшись с неведомым, он вдруг "делает в штанишки", за что я не осуждаю нисколько, при виде шоггота кто угодно бы обделался, см. картинку и представляем такое большое, пузырящееся, склизское и вонючее. И, кстати, ГГ преследовал шоггот гораздо меньшего размера. Однако у страха глаза велики. После первого испуга придёт желание разобраться с этой тварью поближе. Посему не понятна позиция ГГ, который пишет свои записки с целью отговорить желающих от исследования Антарктики. Он таки профессор университета, а не невежественный сельский житель, склонный всё непонятное мистифицировать и приписывать "злым духам". Предупредить и рассказать, с чем можно столкнуться - это да, но зачем же ставить крест на исследованиях? Лучше подготовиться с учётом печального опыта, шоггота изловить, изучить и придумать, как с ними бороться. )) Окончание рассказала дочитывала с чувством глубокого сожаления - эх, какой контакт сорвался! Возможно же, кто-то из Старцев выжил, посему нельзя упускать возможность познакомиться с ними поближе. Это ж какие возможности в развитии науки открываются, если они поделятся хоть крупицей своих знаний! Нет, наоборот, надо организовывать новую экспедицию, ловить шогготов и искать выживших Древних! А не разводить истерику.

Ещё Лавкрафт бывает зануден. В "Хребтах Безумия" сочно, долго и с придыханием описывает сначала природу Антарктиды, а потом город Древних, ему бы фильмы снимать. Ибо правильно визуализировать написанное, воспроизвести в мозгу то, что имел в виду автор, практически невозможно. Так что у каждого нарисуется своя картинка, может быть, сильно отличная от изначального авторского видения. Также он любит старину, описание старинных особняков и колониального стиля старой Америки встречается у него практически в каждом рассказе. Это также надо видеть, ибо просто так не представлю (а читать, и чувствовать себя как бы слепым было занудно! )) Скорее, я представляла это в стиле старой Европы, которая мне ближе, вот не в курсе архитектурных традиций старой Америки... (((

Контакты с инопланетянами у Лавкрафта обычно заключаются в "ужас-ужас, мы все умрём. Они все плохие и ненавидят человеков (хотя, им, большей частью, невежественные людишки просто пофиг). Богохульство и мерзость". Наверное, для начала прошлого века так оно и должно быть. Однако в рассказах часто враждебности именно к людям и желания извести человеческий род, за некоторым исключением, не прослеживается. А если кто-то и пострадал, то, бывало что, не по злому умыслу. В конце концов, люди также поступили с Древними в "Хребтах Безумия" - разрезали, чтобы изучить. И даже не подумали, что те могут быть ещё живы, просто спят. С точки зрения старцев - это тоже варварство, богохульство и зверство по отношению к разумным существам. Даже не похоронили их по-человечески (вернее по-старцевски?).

Ми-го в "Шепчущем в ночи" тоже особой вражды к людям не питали, и желали лишь чтобы агрессивные аборигены не тревожили их пересадочную станцию. То, что старались сохранить инкогнито тоже понятно, с таким к себе отношением даже просвещённых людей им нечего было рассчитывать на понимание и сотрудничество. Входило ли в планы Ми-го уничтожение человечества? Да вроде бы нет. Полноценного диалога с детьми Йуготта не получилось именно из-за отставания в развитии человеческого общества, когда даже просвещённые индивиды предпочитают силовые методы попыткам контакта с другой расой, что для ми-го, вероятно, выглядело также глупо, как и их обожествление и поклонение, как неведомым богам. )) Тогда инопланетные тварюшки стали просто использовать людей, в силу их ограниченности, в слепую. Вот в связи с перемещением мозгов на другие миры возникает вопрос, Ми-го эти отсталые мозги нужны были для изучения, или хотели показать таки людям весь ужас их ограниченности и неприятия другой картины мира? Если с Великой расой всё ясно - их интерес к развитию человеческого общества заключался, прежде всего, в поиске преемников, то для йуготтцев интерес к молодой расе мог быть чисто на будущее - какие перспективы у двуногих дикарей в будущем, безнадёжны ли обезьяны, или могут стать со временем партнёрами? Но общество начала прошлого века явно ещё было не готово к контактам с инопланетным разумом (впрочем, оно и сейчас особо не готово).

Путешествия в иные миры с помощью переселения сознания (или мозга, как у ми-го) штука весьма спорная. С одной стороны свобода от оков и ограничений плоти, чистое сознание, не скованное физиологическими потребностями, открытое познанию, с другой стороны - человеческий мозг к такому не сильно подготовлен, оказавшись вне привычного тела и тронуться может необратимо... Профессор экономики Пизли из рассказа "За гранью времён" хоть и не сошёл с ума, однако, по возвращению, ещё долго боялся смотреть на своё тело, опасаясь вместо обычных рук и ног увидеть мясистый конус и шюпальца как у нынешнего тела Великой Расы. ))) Перенесение мозгов в цилиндрах, а после вживление их в новые тела (или подключение к аппаратуре, имитирующей органы чувств) у ми-го с одной стороны заманчиво. если для них это пара пустяков, то на разных планетах можно использовать тела существ, приспособленных к местным условиям, и скафандр не нужен. С другой стороны, что для ми-го хорошо, то для человека - ужас-ужас. Вряд ли человеческий мозг в силах быстро освоиться в непривычном теле и научится им управлять. От натуги и перегреться может. Но был же мозг, вернувшийся с других миров ("Щепчущий в ночи"), который, вроде бы, находился в здравом уме и твёрдой памяти. А вы б согласились на такое космическое путешествие, при условии, что ваше человеческое тело будет в целости и сохранности дожидаться вашего возвращения? ;) Таки соблазн велик, но как-то боязно...

Тварюшка в "Цвете иных миров" (вариант название "Сияние Извне") тоже оказалась поймана в колодце. Что поделать, если питаться она могла только жизненной энергией, вот и ела, что бог послал. Хозяин фермы, даже заподозрив неладное, не почесался выяснить, в чём дело или хотя бы уехать с "проклятого места", дабы спасти себя и семью, предпочитал закрывать глаза. Дык лошади, сбежавшие с фермы, и те оказались умнее хозяина. Пожалуй, "Цвет иных миров" остаётся всё равно моим любимым рассказом, лихо там и жутко всё закручено. Действительно, тайна, не поддающаяся разгадке твердолобым человекам, мыслящих стереотипами.

А как поступили с несчастными глубоководными в рассказе "Карающий рок над Сарнатом" (вроде бы там о них идёт речь? либо об их родичах), когда они ещё пытались жить на суше? На сложенных из кирпичей колоннах Кадатерона есть надписи, свидетельствующие
о том, что населявшие город Иб существа имели телесный покров зеленоватого цвета точно такого же, как вода в озере, как поднимавшийся над ним туман; у них были очень выпуклые глаза, толстые отвислые губы и уши совершенно необычной формы. Кроме того, они были безголосыми. <...> Обитатели серого города поклонялись каменному идолу цвета зеленой озерной воды, формы которого повторяли очертания Бокруга, огромной водяной ящерицы; перед этим идолом устраивали они свои жуткие пляски в холодном свете выпуклой луны.
Жили себе, никого не трогали, поклонялись Дагону. Не они же первые напали. На этом арте глубоководные такие няшки! Они вполне могли бы сосуществовать с людьми мирно. Вон иннсмутцы с ними даже породнились, но увы. Люди как увидят существо на себя не похожее, сразу орать - богохульство! Мерзость! На костёр! Эдак кого угодно можно против себя настроить. Особенно сильны такие настроения были в патриархальной провинции. В рассказе "Комната с заколоченными ставнями" дедушка рассудил изолировать свою дочь и внучка с глубоководной кровью, заперев пожизненно. А вся вина-то была в том, что девушке хотелось любви (браки между кузенами в ту пору были обычным делом), но выдать её замуж жа "неправильного" кузена он не мог, религия не позволяла. И что это тогда у дедушки Лютера не хватило духа изничтожить внучка - неведому зверюшку и на том поставить точку в этой истории, было б честнее и не привело бы к жертвам? Но нет, старик лишь хотел казаться суровым и справедливым, а сам-то трус и тварь дрожащая, как и все ханжи.

А вот какой классный Дагон попался! Как живой, реалистично выглядит. такой Дагон мне очень даже нравится. Хочу медальон с таким изображением Дагона, я ж Рыба, выберу своим покровителем владыку глубин, а там и до Ктулху недалеко... ))) Глубоководные мне определённо нравятся. Люди бы вы только выиграли от дружбы с ними. Они и рыбы пригонят какой захочешь, и сокровища моря достанут. Если бы я умела, нарисовала б арт, на котором глубоководный с несколько обалдевшим выражением рыбьей морды лица, в джинсах, ест пиццу и запивает кока-колой, а рядом современный американский манагер рассматривает ценные жемчужины, которые принёс глубоководный с морского дна, и подпись "Дружба. Кола. Пицца. Жевачка". )))

Ещё у Лавкрафта встречается часто наивность и близорукость героя перед лицом смертельной опасности, как это особенно ярко в рассказе "В стенах Эрикса". За версту там видится ловушка (причём грубая и примитивная), но герой, с упорством, туда лезет всеми четырьмя конечностями вопреки всему здравому смыслу. Так же в "Шепчущем в ночи", главгер вдруг потерял всякий страх и опасения, и попался на грубую уловку. Западня была зело грубой для ми-го, но для аборигенов сложнее и не надо. Часто повествование построено так, что читатель знает больше героя о готовящейся западне, заранее известно, кто его предал, какие козни строят за его спиной, какие ловушки расставлены. Здесь же рассказ ведётся от первого лица, от имени самого героя. и на любой момент нам известно не более того, что и самому герою. Ну так вот почему мы видим эту ловушку уже в середине рассказа, тогда как герой проявляет потрясающую близорукость, когда дело касается его жизни??? После получения бодрого письма от друга-по-переписке сразу после панического предупреждения "всё плохо, меня скоро убьют". и так навязчиво звучит в письме мотив привезти все имеющиеся доказательства существования иных, что прям таки наводит на подозрение, что их хотят украсть. На месте главгера, я б, даже если б поверила и поехала, на всякий случай сняла бы копии со всех документов и положила в сейф в универе с запиской: "вскрыть, если я не вернусь". ))) Но увы, увы, он верит всему безоговорочно, несмотря на не стыковки и даже подозрительные события по приезде: внезапная болезнь приглашающего, хотят тот ни разу не упомянул о своей астме ни в одном письме, некий неопознанный "друг", хотя до этого говорилось, что друзей у него нет, странный вид больного, мгновенное исчезновение собак... и это при том, что ранее он упоминал о похищении мозгов у людей для отправки на Йуггот... слишком много странных совпадений.

Часто Лавкрафт любит обрывать повествование указанием на невыразимый ужас, в духе - я увидел нечто такое невообразимо ужасное, которое не могло существовать, и не поддаётся описанию словами, имеющимися в человеческом языке. Типа милый мой, хороший, догадайся сам и испугайся, ибо твоё подсознание и воображение всё лучше нарисует за меня. Приём, безотказно срабатывающий у Стивена Кинга и в "Звонках", здесь почему-то действовал на меня плохо. Почему-то представлялось чаще нечто в духе картин Пикассо. Пятка на ухе, глаз на попе, пасть с клыками по всему телу и т.п. ))) В чём причина, не пойму, скорее в неком архаичном стиле повествования. Хотя в "Заброшенном доме" светящийся призрак действительно наводил жуть.

Эти основные моменты входят в авторский стиль, самое, так сказать, заметное, что бросается в глаза. И если страх перед неизведанным, ксенофобия, любовь к старине и религиозность вполне соответствует духу патриархальной провинции начала прошлого века, то вот такая близорукость и наивность вроде бы не глупых героев уж больно кажется нарочитой. Впрочем, такие приёмы и сейчас в ходу. Обычно, когда в каком-нить "ужастике" герой совершает явную глупость, типа идёт один ночью в лес, где прячется маньяк, в подвал с монстром (хотя о нём уже знает), разделяется группа, когда спасение - держаться всем вместе и т.п., моя маман говорит - иначе б не было кина. )))

Что касается богов масштаба Ктулху, Азатота, Хастура, Шуб-Ниггурат и Йог-Сотота, то тут можно согласится с советом Лавкрата "не буди лихо, пока оно тихо". Сии порождения слишком велики для познания человеком на нынешнем уровне науки и техники. Тыкать в Ктулху буром или отрезать кусочек от Азатота сильно не рекомендуется. ))) Вообще, Великих Древних в тексте мало, они как бы вне, непознаваемы, велики и ужасны, как и должно быть. Они вроде бы где-то далеко, но они - есть, пока тихо спят и особо себя не проявляют, но когда звёзды встанут так, как надо....













Могучий Ктулху восстаёт со дна океана!



Короля в Жёлтом, судя по всему, народ любит, его изображений попадалось довольно много, и некоторые из них очень даже хороши! Как, например, эти.









Последователи Лавкрафта сделали Хастура братом Ктулху (ааа! покажите тогда их мамочку)! Что, ящитаю, ересь сие, как и милая девчушка дочь Кутулху - Ктулла (тоже самое - маму в студию!). Существа они куда менее материальные и свободные от уз бытия, так что вряд ли родственные отношения людей к ним применимы. Снова выдумки невежественных мон-кеев!

Азатот и Йог-Сотот вообще не поддаются какому-либо определению. Эти звери - вещь в себе, по изменчивости форм дадут фору любому шогготу.

Азатот так вообще, часть Хаоса первозданного.



Йог-Сотот - самодостаточная вещь в себе, нагромождение самого несуразного, так что Тзинч бы позавидовал. даже оторопь берёт, как это ТАКОЕ смогло произвести двух братьев-близнецов от человеческой женщины, одни больше в маму, а другой - ближе к папе??? См. "Ужас Данвича".

Сие?



И сие?



И это тоже Йог-Сотот (в книгах его часто призывают, совершенно не задумываясь, а к чему оно?)



Йа,Йа, Шуб-Ниггурат! На этом арте хорошо переданы её сущности как создания Хаоса, так и Козы, жаль только забыли Тысячи Юных. В книгах как только не извращаются над Шуб-Ниггурат. И козёл то оно, и Козерог Лесов с тысячным потомством. И почему это переводчики всё норовят записать её в мужской род, когда она - дама, приятная во всех отношениях. )))



После прочитанного всё ещё осталась какая-то неудовлетворённость, не всё ещё охвачено. А где же гончие Тиндалу, Зябы, Гатаноа и прочие бьякки? Что-то пока они мне ни в одном рассказе не встречались.

Гончие Тиндалу выглядят примерно так



А это - типичная бьякка? Живёт в космосе, летает меж звёзд, служит Хастуру, может быть вызвана на землю в качестве лошади. Вот оно такое и летает в пустоте меж звёзд???



А как выглядели зябы, что-то мне не попадалось. Кто-нибудь видел их изображения? (По звучанию похоже на "жаба", может, типа гигантской гизки лягушки?)

На сём прекращаю дозволенные речи, надеюсь, Хастур сегодня во сне не явится. )))

@настроение: Хастур, Хастур, Хастур!

@темы: Эльдарское мнение, Путями Морай-Хег, Другие миры

URL
Комментарии
2014-01-23 в 00:21 

V-Z
Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
Поневоле вспомнилось читанное недавно Ctulhutech)

2014-01-23 в 09:19 

Акико Морикава
With no ministers, no priests and children dancing naked
Зяба - это не лавкрафтовский монстр:lol: это сленговое собирательное название для представителей НЁХ, пошедшее от стишка

про гончих - это к рассказу Лонга «Гончие Псы Тиндала» все-таки и вообще к последователям, Ламли там какому-нибудь; бьякии, емнип, у Лавкрафта были в "Фестивале" и точно были у Дерлета.

2014-01-23 в 10:36 

Lollia Paulina
"The future seems so... clear."
V-Z,

не знаю, что такое Ctulhutech, но, видимо, это в воздухе. )))

Акико Морикава,

аа, так значит я не много потеряла, гончие и зябы уже не канон, а расширенная вселенная, так сказать, по фанфикам. )) Космические мухи Бьякки, размером с лошадь, может, ещё попадуться. В сборнике у меня явно не все рассказы.

URL
2014-01-23 в 11:15 

ice_age
Lollia Paulina, Старшая Раса и Древние это абсолютно разные вещи!

2014-01-23 в 11:27 

Lollia Paulina
"The future seems so... clear."
ice_age,

а что это у них знаки в виде звезды одинаковые?
Где, кста, про Старшую Расу (или старейшин?) написано?

URL
2014-01-23 в 11:30 

ice_age
Старшая или Великая Раса последователи кстати Богов Седой Старины, а не Властителей Древности
может из-за этого звезды
про Старшую Расу - рассказ "Вне времени" и еще парочка

2014-01-23 в 11:35 

Lollia Paulina
"The future seems so... clear."
ice_age,

ааа, дык там она названа Великая Раса, и нисколько не ассоциируется с Древними aka Старцами. Она тут как бэ не при чём. И таки эти великие тоже боялись древних богов, хихи. На Земле с "детьми Ктулху" боролись именно Старцы из Антарктики, и почти победили, но вот с шогготами промашка вышла. Это ж надо до такого упадка дожить, чтобы собственные "рабочие лошадки" их пожрали!

URL
2014-01-23 в 11:41 

ice_age
Lollia Paulina,хм...может я путаю и Великая Раса и Старцы разные вещи, надо спросить у Элси, но Древние и Старцы это разное точно

2014-01-23 в 12:02 

Lollia Paulina
"The future seems so... clear."
ice_age,

у меня такое чувство, что Лавкрафт в своих Древних сам запутался. Они все там древние, очень-очень древние. Древние, которые против Ктулху, Великие Боги Древности (Ктулху, и прочее Древнее Зло), Великая Раса, Старцы, Старейшины и проч. проч. Плюс ещё вариации перевода увносят путаницу, кто есть who.

URL
2014-01-23 в 12:19 

ice_age
Lollia Paulina, это путаница переводов. Есть Великие Древние ( Ктулху и проч) есть Старшие боги ( Ноденс и компания), это так сказать боги, а есть всяческие расы которые им поклоняются

2014-01-23 в 12:23 

V-Z
Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
Lollia Paulina
не знаю, что такое Ctulhutech, но, видимо, это в воздухе. )))
Ролевая система и сеттинг. По сеттингу и идеям - адский сплав Ктулхумифов, Евангелиона, Гайвера и еще чего-то.) Удивительно гармонично вышло.

2014-01-23 в 12:28 

Lollia Paulina
"The future seems so... clear."
Who is мистер Ноденс ? В книгах о нём не упоминалось.
Ну да, расы вроде как мелкашки, по сравнению с Богами, однако они боролись (или способствовали) их проявлению в реале. К примеру, если глубоководные вызывали папу Дагона, то Старцы могли им в этом мешать, запечатывая врата?.. Возможно эти Старцы и есть слуги и последователи Старших богов на земле.

V-Z, ааа!
Нет, не слышала. )))

URL
2014-01-23 в 12:33 

ice_age
Lollia Paulina, Ноденс Владыка Великой бездны, единственный имеющий имя из Старших Богов, упоминается в рассказе "Сновидческий поиск неведомого Кадата ". Я тебе про это выше писала:))) И Великая Раса и Старцы последователи Старших богов ( Богов Седой Старины)

2014-01-23 в 12:43 

Lollia Paulina
"The future seems so... clear."
О, вот до Кадата я ещё не добралась!
ИМХО, Великая Раса вообще была зело трусливая. Их цель ограничивалась лишь изучением истории других рас, чтобы своевременно свалить, если на их текущей планете проснётся Великое Зло. ))) Они уже несколько обликов и планет поменяли!

URL
2014-01-23 в 12:48 

V-Z
Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
Lollia Paulina, ну вот, а оно есть)

2014-01-23 в 12:54 

ice_age
Lollia Paulina, это разумная осторожность:)))) Полипов они видишь ли боялись

2014-01-23 в 12:59 

Lollia Paulina
"The future seems so... clear."
ice_age,

паразиты, в общем. Вместо того, чтобы уменьшать количество Древнего Зла в мире, как Старцы, они паразитируют на других расах, используя их тела для своего разума. )))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Эльдарское дипломатическое представительство

главная